Беседа с кузнецами на радио "Эхо Москвы"

Запись беседы с кузнецами на радиостанции "Эхо Москвы" в передаче "Послужной список". Передача вышла в эфир 08.08.09г. Ведущие Ольга Журавлева и Яна Маргасова. Будет интересно посмотреть интересующимся профессией кузнеца.



Я.МАРГАСОВА: Здравствуйте.

О.ЖУРАВЛЕВА: И Ольга Журавлева. Добрый день. У нас на сайте echo.msk.ru есть видеотрансляция этого эфира, поэтому если вам недостаточно радио, вы можете иметь еще и видео. Тем более, если радио у вас плохо показывает, то можете посмотреть по интернету. Мы приступаем к сегодняшней профессии, и сегодняшняя профессия замечательная – кузнец. Как мы уже сказали выше, кузнец нам как раз в этой ситуации очень даже нужен, и огромное спасибо 3-м совершенно разным людям, которые приняли участие в нашей программе, сами того не ведая. Ну, то есть они когда писали, они еще не знали, что они примут участие, и вот таки приняли. Это Александр, кузнец из Челябинска, это Ирина, кузнИца...

Я.МАРГАСОВА: Внимание! (все смеются)

О.ЖУРАВЛЕВА: КузнИца из Жуковского. Ее история совершенно отдельная, мы обязательно ее послушаем. И Егор, художник из Санкт-Петербурга, как раз художник по этому самому делу, по кузнечному делу. Как это конкретно называется? Это называется «Художественная обработка металлов», специальность в художественных вузах такая существует. Это прикладное искусство, и вот такой способ. Кстати говоря, в прошлой программе нам попеняла немножко наша участница по имени Елена из Одессы, что мы ее фамилию не назвали. Простите нас ради Бога, мы вот в этой ситуации тоже фамилии оставили в редакции. Мы обязательно принесем, назовем всех, кто как себя назвал и с фамилиями там, где они указаны. Просто, к сожалению, далеко не все влезает, скажем так, в наши скрижали, в которых у нас содержится масса всяких текстов.

Я.МАРГАСОВА: Но герои будут названы.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, но герои, конечно же, будут названы, все будет как положено. Ну а как всегда мы начинаем с того, что накопала Яна и газета «Труд», и это у нас называется...

ФОКУС ТРУДА

О.ЖУРАВЛЕВА: Итак, что мы знаем о профессии? Одна из самых древних.

Я.МАРГАСОВА: Одна из самых древних. Кузнец – мастер, занимающийся обработкой металла, вот, казалось бы, как все просто. Главный материал для работы кузнеца – это металлы, железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец и, конечно, благородные металлы. Кузнец может плавить металл, заливать его в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и так далее.

О.ЖУРАВЛЕВА: Только жевать он его не может – это единственное, по-моему.

Я.МАРГАСОВА: Кузнечное мастерство включает свободную ковку, кузнечную сварку, литье, горновую пайку меди, термическую обработку изделий и прочее. Кстати, подковывание лошадей имеет отношение и к кузнечному делу, и также к ветеринарной ортопедии в настоящее время. И кузнецов, которые специализируются на подковке лошадей, обычно называют «ковалями».

О.ЖУРАВЛЕВА: Соответственно, все фамилии, которые происходят, вот эти все.

Я.МАРГАСОВА: Кузнецовы, Кузьмины, Коваленки, Ковали.

О.ЖУРАВЛЕВА: И Ковальский тоже, да. Это все отсюда.

Я.МАРГАСОВА: Ну что же? Теперь хрупкие девушки зачитают инструменты, которые используют в работе кузнецы.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, это можно пока только зачитать.

Я.МАРГАСОВА: Молот, кувалда, масса от 2-х до 16-ти килограммов, кузнечные молотки, ручники, они же массой до 2-х килограммов. Ковочные молоты, бывают рычажные, падающие, ременные, паровые, пневматические.

О.ЖУРАВЛЕВА: Хотя бы что-то, хоть какой-то у тебя в воображении рисуется?

Я.МАРГАСОВА: Ты знаешь, да. Я посмотрела в интернете, как все это выглядит, чтобы не так голословно звучать. Также наковальня, клещи, зубило, подсечки, подбойники. Что касается предметов, которые изготавливают кузнецы. Раньше это были инструменты, оружие, строительные элементы, украшения.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, ты знаешь, сейчас тоже, в общем, это очень близко, потому что вот Александр из Челябинска у нас тоже инструментами занимался непосредственно. Так что сейчас это все включено. Ну, а для начала мы решили вас так, немножко заинтриговать и послушать как раз самого уникального, может быть, персонажа из всех сегодняшних героев – это Ирина из города Жуковского. Она даже не сама прислала анкету, кто-то из ее близких пошутил так остроумно и прислал ее анкету. Ирина рассказывает, каким образом она кузнец и как она вообще в эту область попала.

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

ИРИНА: Работаю, вообще-то, завскладом. Завскладом, но фирмы, которая занимается художественной ковкой. Я все время заходила в кузню, мне так нравилось там все время в этой кузне, ужасно все это – горны, металл, все это. И я так потихонечку, потихонечку, потихонечку и втянулась.

Я.МАРГАСОВА: Ты знаешь, я хотела с таким убеждением говорить, что это сугубо мужская профессия. (смеется)

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, я предполагала, что ты так будешь делать, поэтому я договорилась со специалистами и они мне объяснили, что, ну, в общем да, конечно, мужская. А вот к разговору о том, как попал на завод и именно в кузницу заводскую как попал Александр – это совершенно отдельная история. Надо только сказать, что Александр имеет инженерное образование и, в общем, это не было его, так сказать, прямой дорогой после училища в кузнецы. Это случилось не совсем впрямую. Об этом подробнее.

АЛЕКСАНДР: Отправился на завод первоначально слесарем-ремонтником. Ну, посмотрел – мне работа кузница очень понравилась. То есть вот эта именно свободная ковка, что называется, на молоте, на прессе. Мне понравилась работа и я попросил перевести меня на участок. Видимо, руководитель имел определенные планы на то, чтобы я задержался в цехе, то есть он не стал препятствовать, дал освоить специальность. Ну, и в итоге определенное время я проработал в качестве кузнеца.

О.ЖУРАВЛЕВА: Александр поработал кузнецом несколько лет. Сейчас он занимается уже другими делами, но он эту работу очень любит, с удовольствием о ней рассказывает. И более того, он получил диплом прямо на заводе, заводского образца, который он, собственно, и отразил в анкете. Это называется, как он сам произносит, это называется «Кузнец по молотАм и прессАм».

Я.МАРГАСОВА: Да?

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Ну, я бы, наверное, по-другому немножко сказала, но я думаю, что специальный язык и так положено.

Я.МАРГАСОВА: Ну, я вот хотела продолжить как раз о специальности, которая сейчас у нас наиболее распространена – это кузнецы ручной ковки. Как правило, они занимаются ручной художественной ковкой и изготавливают штучные какие-то изделия. Профессия кузнеца ручной ковки распространена в металлообрабатывающей отрасли, в машиностроительной промышленности, в сельском хозяйстве и при выполнении индивидуальных заказов. Кузнец ручной ковки выполняет работу квалифицированного рабочего в основных, вспомогательных, опытных цехах, участках предприятия, где есть кузнечные штамповые и прессовые работы. Ну и, собственно... куёт.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот так, собственно, они и живут. Они куют, они куют, приговаривают. Когда речь зашла о кузнецах, все, конечно же, подумали о том, что у нас все так механизировано, так все замечательно, что кузнецы уже только какой-то мелочевкой занимаются только ради собственного удовольствия. Вот, о ручной работе Александр из Челябинска нам несколько поподробнее.

АЛЕКСАНДР: Ручного труда в кузнице очень много. Потому что вспомогательные работы, работы с инструментом, перемещение, заготовки на байке – это очень много ручной работы. Я работал в инструментальном производстве – там имеются в виду заготовки для инструмента, то есть от самых маленьких до самых больших. Ну, в то же время и ручная ковка.

О.ЖУРАВЛЕВА: Все, что ты, так сказать, упоминала уже и еще несколько слов о том, что же получается у кузнецов?

Я.МАРГАСОВА: Действительно, среди индивидуальных заказов распространены, в основном, кованные козырьки, беседки, аксессуары, балконы, мебель, заборы и ворота, решетки, перила.

О.ЖУРАВЛЕВА: А также фонари.

Я.МАРГАСОВА: Да. И все это звучит, как-то обычно, но надо понимать, что всегда это...

О.ЖУРАВЛЕВА: Я даже боюсь тебе об этом говорить, но кованая оградка для кладбища – тоже такое бывает – и на сайтах фирм, которые занимаются художественной ковкой, это в разделе «Мебель» присутствует. Я видела, во всяком случае, не вызывающую никаких сомнений фотографию, но в разделе «Мебель». Мебель кованная – это, кстати говоря, тоже туда же.

Я.МАРГАСОВА: Но все это красиво, дорого и всегда это будет непохоже ни на какой другой.

О.ЖУРАВЛЕВА: (НЕРАЗБОРЧИВО) то, что называется.

Я.МАРГАСОВА: Да.

О.ЖУРАВЛЕВА: Кстати говоря, возникает естественный вопрос, что если ручная работа даже на заводе, даже при электрических всяких агрегатах и так далее, требуется ручная работа, возникает вопрос о физической силе. Это самое первое, что возникает в связи с кузнецами. Я, кстати, прошу прощения не назвала номер, по которому вы можете нам присылать, многие уже все равно присылают. Кочегара, говорят, пропустили. Хорошая мысль. Номер +7 985 970-45-45 – вши реплики мы с удовольствием будем читать, постараемся, во всяком случае, все это уложить. У нас много замечательных совершенно людей и замечательных высказываний, а сейчас наш челябинский кузнец рассказывает о том, нужна ли, действительно, в кузнечном деле физическая сила?

АЛЕКСАНДР: В кузнице даже уборка рабочего места не является легким трудом однозначно. Требуется физическая сила. И, вы знаете, даже не столько физическая сила, сколько сноровка. Вот есть такое понятие как «сноровка» - вот именно она больше требуется. То есть люди приходят, иной раз очень такого, крепкого телосложения, накачанные, а, тем не менее, кузнецом работать не могут, потому что нет выносливости или он не может сделать точного движения. Из-за этого ему приходится повторять раз, второй, третий... В кузнице же надо все делать с 1-го раза, иначе стынет металл, ты теряешь время, не выполняешь работу и так далее. Это недопустимо.

О.ЖУРАВЛЕВА: То есть физическая сила – это, все-таки, не все. И на эту же тему Егор из Петербурга, который не просто кузнец, а кузнец-художник, но, тем не менее, кузнец. И тоже о физической силе.

ЕГОР: Сила нужна, выносливость нужна, но, все-таки, во главу, в первую очередь нужна голова. А то силы есть, ума не надо – ну, кому это надо? Сломаешь наковальню пополам – ну и что? Что мы будем делать?

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну вот, наковальню пополам, и на лбу остался шрам.

Я.МАРГАСОВА: Сила без головы у кузнецов невозможна, а вот голова без силы уже, к сожалению...

О.ЖУРАВЛЕВА: Что мы еще знаем о профессии? Как она вообще?

Я.МАРГАСОВА: Какими качествами нужно обладать помимо головы и физической силы? Хорошее зрение, способность переносить высокие температуры, идеальный глазомер, зрительная память. Знаешь, вот, требование – не допустимы спешка и суета. То есть здесь не поспешишь.

О.ЖУРАВЛЕВА: Торопливость хороша при ловле блох.

Я.МАРГАСОВА: Точно. Еще нагрузки, которые на этом рабочем месте характерны, - это работа в наклонном положении, соответственно, спина.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, то есть позвоночник должен быть достаточно такой.

Я.МАРГАСОВА: Повышенный уровень шума, Наличие вибрации на руки и плечевой корпус. Кстати говоря, говорили мне специалисты, что как раз от вибрации самые такие, ну, профзаболевания, которые происходят. Это как раз суставы и вот эти последствия вибрации. Потому что молот – он бьет непрерывно.

Я.МАРГАСОВА: Впоследствии очень много бывает и грыжи, и, в общем, всячески...

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, много, да-да-да.

Я.МАРГАСОВА: Поэтому кузнечные работы отнесены к работе в неблагоприятных условиях, и у них есть льготы и компенсации соответственно...

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, тем не менее, опять же, как мне объяснил человек, который работал на заводе и который с кузнецами со многими общался, и в том числе вполне заслуженными, что есть, конечно, требования к здоровью, но, в основном, кузнецы уже сами понимают, когда они не в силах выполнять вот эту работу и увольняются или переходят на какую-то другую работу. Потому что тут еще и вопрос, собственно, безопасности и безопасности окружающих. Если у тебя на что-то будет не хватать сил, и ты подставишь еще просто окружающих.

Я.МАРГАСОВА: Бригаду.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну и, естественно, возникает вопрос о режиме труда, как говорится, и отдыха. Наши слушатели спрашивали еще на сайте, какое существует расписание? 8-часовой рабочий день на заводе, на самом деле, обеденный перерыв. Есть еще там какие-то определенные ограничения, также как у нас для водителей они вроде существуют, для дальнобойщиков, еще и так далее. Но здесь, на самом деле, есть и другие тонкости, связанные именно с кузнечной работой.

АЛЕКСАНДР: Особенность работы состоит в том, что перерывы связаны с нагревом металла между операциями. То есть, допустим, я сделал на части детали одну операцию обработки, и снова помещаю детали в печь для того, чтобы они подогрелись. У тебя есть, ну, примерно в зависимости от агрегатов, в зависимости от детали, от 20 минут до 1,5 часов. То есть, собственно, это время можно использовать для отдыха, можно использовать его для наладки каких-то приспособлений, для подготовки инструмента. Ну, то есть, обычно используется вот так. Хотя, по закону, да, там регламентирован перерыв обеденный, регламентирована сокращенная продолжительность смены. Ну, фактически это используются вот только эти перерывы.

О.ЖУРАВЛЕВА: И это был Александр из Челябинска, который работал на заводе в кузнице, прямо скажем, в кузнечном цеху.

Я.МАРГАСОВА: Да, а также на кузнечных работах применяется коллективная, бригадная форма организации труда. Состав бригады и количество ее членов определяется видами работ и мощностью обслуживаемого оборудования. При ручной ковке в бригаду кроме кузнеца и молотобойца могут входить еще подручные, помощники и стажеры.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, об этом тоже мне рассказывал Александр. Там достаточно много людей занято именно в таком производстве. И бригадир, естественно, есть и масса еще всяких подсобных, дополнительных служб. Об этом, кстати говоря, в разделе «Женщины». (все смеются) Это раздел, который будет чуть позже. Но еще нужно выяснить, все-таки, как нужно учиться, как можно получить эту специальность? Вот один из вариантов – это то, что Александр ее приобрел на заводе, как он объяснил, и в этом случае выдавался заводской сертификат.

Я.МАРГАСОВА: Да, можно на заводе, можно быть подмастерьем, а можно пойти и поучиться либо в профессиональное техническое училище, либо, вот, Оль, ты нашла в вузе Мухинском.

О.ЖУРАВЛЕВА: Это да, художник Егор, с которым мы говорили, он заканчивал как раз декоративно-прикладное искусство по специальности «Художественная обработка металлов». Это в бывшем училище имени Мухиной, которое сейчас называется Промышленно-художественная академия Санкт-Петербурга, по-моему так. Но вообще такой вопрос «сколько учиться на кузнеца?», как выяснилось вопрос риторический. И вот ответ Александра.

АЛЕКСАНДР: Мой бригадир говорил так: «Учиться можно всю жизнь». Потому что настолько разнообразная работа у кузнецов, очень интересно. И этому можно научиться буквально за полгода – у меня были такие примеры, я сам, собственно, потратил на обучение фактически в районе года. То есть я мог выполнять всю работу за бригадира. Но можно вообще не научиться всю жизнь. Потому что здесь очень многое зависит – не технический термин – почувствовать материал, вот этот горячий металл – его нужно почувствовать, как его нужно обрабатывать, каким образом. Если этого нет, то полезно и обучение самое длительное, и так далее, и так далее.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну вот, «почувствовать металл» - это уже пошла какая-то, ну, не то, чтобы мистика, но это уже пошла какая-то такая стадия, которой, я не знаю, могут научить этому в училище? Но попробовать можно.

Я.МАРГАСОВА: Но знать, какой металл на что способен и какие у него есть характеристики.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, и у художника тоже так бывает. У тех же скульпторов, которые работают и любят определенные материалы. Там, один предпочитает шамот, другой предпочитает какую-то керамическую глину, третий только по мрамору, а четвертый как раз уже, может, и в бронзе может что-нибудь исполнить, хотя в бронзе отливают, как мы знаем. И вот кто такой художник-кузнец – об этом несколько слов от Егора.

ЕГОР: Первое – это то, что мы делаем вещи для жизни, то есть это решетки, фонари, наборы, подсвечники. Ну, можно их назвать, это не утилитарные вещи, но такие, для жизни. А есть для искусства, когда мы делаем какие-то артобъекты, скульптуры для предоставления их на выставки, сады какие-то. Ну, такие вот артобъекты в парке. То есть это искусство и способ зарабатывания на жизнь.

О.ЖУРАВЛЕВА: Зарабатывание денег этим видом искусства тоже вполне возможно. Вы наверняка, может быть, видели, а может быть приценивались ко всяким изделиям художественной ковки, в том числе для всяких загородных домов, я не знаю, мебель садовая, все, что угодно. Ну и, естественно, возникает вопрос: наверное, хорошо зарабатывают кузнецы? Хочется об этом спросить. Вот об этом.

ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ

О.ЖУРАВЛЕВА: Итак, что тебе удалось найти?

Я.МАРГАСОВА: Ну что ж? Сказать однозначно по зарплатам сложно, но есть расценки по изделиям, как ты сказала. Например, квадратный метр забора с самым простым рисунком стоит 2800 рублей, но в то же время небольшой козырек для крыльца стоит 22 тысячи рублей. Въездные ворота могут стоить от 7 до 250 тысяч рублей.

О.ЖУРАВЛЕВА: А такую решетку, как в Летнем саду?

Я.МАРГАСОВА: (смеется) Да, это, я думаю, отдельно. И соответственно, если работает бригада, которая состоит из, например, 4-х человек, то все эти суммы делятся между ними.

О.ЖУРАВЛЕВА: Но надо, естественно, учитывать, что стоит дорого само произведение – это совершенно отдельный разговор, потому что туда входит далеко не только работа, и об этом мы сейчас узнаем от Егора. А я только скажу, что из того небольшого количества вакансий, на которые я наткнулась буквально с первого взгляда, приглашается кузнец со стажем работы не менее 2-х лет, и первоначальный оклад – от 50 тысяч рублей. То есть вы можете себе представить, что это, в общем, рабочая аристократия и это такая, достаточно редкая, и очень штучная профессия. Поэтому оценивается она достаточно высоко. А вот почему так дорого стоят всякие кованные и вот эти вот ценные вещи, почему они стоят так дорого, объясняет Егор.

ЕГОР: Материал, который мы покупаем, он тоже стоит довольно много. То есть у нас есть материал, который стоит денег, у нас есть аренда мастерской, которая занимает много денег. Потом мы покупаем инструмент, которым обрабатываем это железо. Это все вложения. Кузнец – ну, руки, голова – это все прекрасно. А если у него нет горна, молотка, банально шлифовальной машинки, сварочного аппарата – ну, там начинается целая история. Если вы придете в мастерскую, вы скажете: «О, да, это круто, что у тебя тут много оборудования стоит». Но это же все вложения. Наши вещи стоят дорого, потому что мы вкладываемся, в общем-то, в свое производство, чтобы производить эти же хорошие вещи.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, и обратите внимание, что даже художники, как я выяснила у Егора, они не имеют специальных мастерских, если они занимаются вот этим занятием, вот этим художественным металлом. Потому что помимо того, что нужно помещение для того, чтобы все вот это вот в мастерской разместить, там нужно совершенно другого порядка электричество, потому что эти горны – они не работают от обычной розетки и вместо кипятильника горн не воткнешь, а пресс тем более. Поэтому там, конечно, очень специальные есть, такие позиции. Что мы еще выяснили про профессию? Что, конечно, самое любопытное – очень литературная профессия.

Я.МАРГАСОВА: Да. Я сделала такое, большое открытие для себя.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да ладно?

Я.МАРГАСОВА: Да. Я думала, что кузнец, ну, в общем-то, такая, рабочая профессия, может быть, в кавычках «чернорабочая». Но оказалось-то, что профессия царская.

О.ЖУРАВЛЕВА: Она даже божественная.

Я.МАРГАСОВА: Самыми уважаемыми людьми были кузнецы, оказалось, у первобытных племен Африки. В Западном Судане на кузнеца смотрели как на любимца царей, вождей. Также африканским кузнецам доверяли чеканить деньги. У бурят кузнецом мог стать только человек, среди предков которого уже были кузнецы. У монголов звание «кузнец» соответствует рыцарскому. Интересно отметить, что единственным рабочим среди богов различных религий был именно бог-кузнец – Гефест, Вулкан, Сварог.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, все вообще Боги – они такие.

Я.МАРГАСОВА: Да. Ты знаешь, даже Вильгельм Завоеватель, высадившийся в Англии в XI веке, его дружина состояла из кузнецов.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да ладно?

Я.МАРГАСОВА: Вот так вот.

О.ЖУРАВЛЕВА: А что? Они были такие крутые, что их взяли с собой в поездку?

Я.МАРГАСОВА: Нет, это была целая дружина. И долго после этого на королевских пирах кузнец сидел за одним столом с королем, и ему подавали все те же яства.

О.ЖУРАВЛЕВА: А актеров еще в XIX веке за один стол с королями не сажали. И вообще, в приличной публике сажали за шнурком. А вот кузнецов, как мы видим, сажали. Ну и, естественно, все обратили внимание, уже многие нам пишут, что Кузнецовы – самая распространенная фамилия.

Я.МАРГАСОВА: Это правда.

О.ЖУРАВЛЕВА: «Шмидт, Смит – это тоже переводится как Кузнец», - пишет нам внук кузнеца из Тольятти. Есть еще, естественно, Коваль, Ковальский, Ковалев и все прочие вариации – это тоже к кузнецам относится.

Я.МАРГАСОВА: Я видела, нам на сайт прислали огромный список от России до Китая, перевод распространенных фамилий, надо будет посмотреть.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Нет, ну, Кузнецов – это, действительно, самая распространенная фамилия. «Коваль – кузнец в переводе с украинского», - пишет Андрей из Швеции, обрати внимание. И соответственно, есть еще в словаре Даля удивительная совершенно история про кузнецов. Ну, там написаны всякие замечательные поговорки, очень много поговорок связано с кузнецом. Что если, дескать, ты убогий, то тебе и кузнец не скует хорошую голову и так далее, много всяких поговорок.

Я.МАРГАСОВА: Да, я тоже читала.

О.ЖУРАВЛЕВА: Я нашла там слово «кузничиха». Но это либо жена кузнеца – это не женщина-кузнец. Это либо жена кузнеца, либо это барышня, которая получила профессию модистки на Кузнецком мосту в Москве – она тоже кузничиха. Но это совсем другая история. Вообще, то, что профессия такая мистическая во всех народах – вот есть огромные статьи в энциклопедиях и повсюду о том, что кузнец еще всегда знался с чертом во многих поверьях, он мог заговаривать боль, еще чего-то.

Я.МАРГАСОВА: Ну, да. Ну, собственно, все наковальни эти, топки, печи.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да-да-да-да-да. И даже у Гоголя там всегда тоже кузнец – он каким-то образом всегда на грани.

Я.МАРГАСОВА: Шаманил что-то.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, на грани шаманства находится. Ну, на самом деле, Ирина, которая как вы уже слышали, так, втянулась случайно в это кузнечное ремесло, она объясняет, в чем магия этой профессии. Это все очень просто, на самом деле.

ИРИНА: Тут самое-то волшебство. Вот лежит металл, он твердый, тяжелый, а ты при помощи каких-то... вообще, нехитрая, ведь, вещь – огонь и молоток. И ты его превращаешь в мягкое и податливое. Это, конечно, впечатляет. Я вас уверяю, это очень впечатляет.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот казалось бы, все очень просто. Вот, на уровне теста, вроде, волшебства не происходит, а на уровне металла происходит, и причем оно такое, действительно, какое-то магическое и страшное. Ну, а кроме всего прочего если учесть, что кузнецы были могучие, жили, у нас обязательно была своя кузня, у них было свое помещение и так далее – в общем, много волшебного таит в себе эта профессия и мы продолжим разговор о кузнецах в программе «Послужной список» после того...

Я.МАРГАСОВА: И волшебство на этом не заканчивается.

О.ЖУРАВЛЕВА: Волшебство не заканчивается. И про женщин в этой профессии мы еще будем говорить, и про мужчин, и про всякое разное интересное. Никуда не уходите, слушайте новости вместе с нами и не забывайте писать +7 985 970-45-45.

НОВОСТИ

О.ЖУРАВЛЕВА: И в Москве 16:35, на «Эхе» программа «Послужной список», ее ведут Яна Маргасова и Ольга Журавлева. Добрый день еще раз. Яна Маргасова, газета «Труд».

Я.МАРГАСОВА: Здравствуйте.

О.ЖУРАВЛЕВА: Мы, конечно, хотели исполнить песню «Как во кузнице молодые кузнецы», но мы боимся, что у нас просто не хватит места для этого исполнения.

Я.МАРГАСОВА: Не успеем со временем – у нас столько всего.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Вы не забывайте нам писать +7 985 970-45-45. Вот единственное, что я не знаю – успеем ли мы сегодня принять звонки. Но если вы, действительно, были в кузнице, вы - кузнец или вы что-то, лично как-то принимали в этом участие, раздували меха. Но сейчас уже это тоже не актуально. Кстати, хотела сказать, как зовут моих героев. Я, вот, злая, нехорошая не назвала их в начале, Значит, художник из Петербурга, кузнец, зовут его Егор Бавыкин. Вдруг вы где-нибудь клеймо увидите, да? Оградка будет такая, с клеймом – будете знать, что это как раз он, замечательный совершенно наш собеседник.

Я.МАРГАСОВА: Он в Санкт-Петербурге у нас, да?

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, он в Петербурге. А в Челябинске у нас живет сейчас уже не кузнец, но работавший кузнецом, сейчас уже большой начальник Александр Щербаков, которому мы тоже очень благодарны за то, что он нам так много интересного рассказал.

Я.МАРГАСОВА: Спасибо вам.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Но теперь у нас есть, как сказать? Тонкая история, да? Тонкий момент. Это то, что профессия, конечно, замечательная во всех отношениях, но у нее есть свой выговор.

Я.МАРГАСОВА: Как и всегда, да.

ВЫГОВОР С ЗАНЕСЕНИЕМ

О.ЖУРАВЛЕВА: Мы, к счастью, не нашли никаких историй, где бы плохие кузнецы что-то сковали, там, что-то треснуло и так далее.

Я.МАРГАСОВА: Да, ты знаешь, я тоже не слышала ни одной такой страшной истории.

О.ЖУРАВЛЕВА: Чтобы они что-то такое сделали не так. Ну, может быть, мы просто, действительно, не знаем – наверняка бывает брак, у всех бывает, все бывает плохо и так далее. Между прочим, у Даля есть такая поговорка: «Портной – вор, сапожник – буян, а кузнец – пьяница». Вот кузнецы-пьяницы – это, на самом деле, сейчас, по-моему, это уже не актуально. Во всяком случае, даже на наших российских просторах. Вот Александр рассказывал историю про то, что можно в любом возрасте, в принципе, стать кузнецом. Что пришел к ним как раз художник и так вдохновился вот этой работой, что захотел научиться, и первая фраза: «Он бросил пить, стал кузнецом».

Я.МАРГАСОВА: Силушку-то где брать богатырскую? Конечно.

О.ЖУРАВЛЕВА: А главное, точность. Потому что попадать-то нужно идеально точно. И он бросил пить, стал кузнецом, перековался во всех смыслах и было ему на тот момент, внимание, 48 лет – так что всякое бывает.

Я.МАРГАСОВА: Нам, кстати, задавали вопрос на сайт.

О.ЖУРАВЛЕВА: «Можно ли в 40 лет стать учеником кузнеца?»

Я.МАРГАСОВА: Можно.

О.ЖУРАВЛЕВА: Главное – желание, вот это самое главное. Но выговор мы сказали и выговор состоит в том, что работа, действительно, очень опасная. Она мало того, что вредная, она еще и опасная и такая, со всякими сложностями связанная. И вот о технике безопасности немножко расскажет Егор.

ЕГОР: Если нет головы, то нечего вообще никуда лезть. В первую очередь нужно иметь голову, чтобы понимать, что это довольно травмоопасное производство и там существует этот пневмомолот, и там существуют машинки отрезные, и все, что угодно. И вообще, просто железка тяжелая, даже если на ногу упадет. Лишишься ногтя в лучшем случае, а можешь палец сломать или еще что. Пришел на работу, один ботинок с железным носом – ну, к примеру. Понятно, что очень мало людей работает в ботинках с железными носами, но, все-таки, Смотришь, во-первых, кто вокруг тебя работает, куда, там, не знаю, когда машинкой чистишь, куда летят искры, чтобы не в глаз они летели. Ну и работаешь, очки одеваешь. Чтобы не бегать каждый раз в травму глазную, не выковыривать эти штучки – это большая проблема для кузнецов. Потом, для работы на пневмомолоте тоже куча всего, и это все надо знать. Что не надо клещи держать у (НЕРАЗБОРЧИВО), их надо мимо себя пропускать вместе с заготовкой, не дай Бог чего. Не лазить руками на боек, поправлять что-то, не дай Бог.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, в общем, никуда руки не совать, голову держать при себе и, желательно, холодную и не отвлекаться ни на что, если так, в целом резюмировать. Но опять же, вот нам пишут, что, вот, на Урале там металл, поэтому там самые лучшие кузнецы. Пишут о том, что на Уралмаш заводе бригада кузнецов работает на прессе с усилием 10 тысяч тонн по ковке массы до 100 тонн, пишет Виктор из Екатеринбурга.

Я.МАРГАСОВА: Машины.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, это на самом деле так. «А в календаре день кузнеца есть?» - спрашивает Вова.

Я.МАРГАСОВА: Есть день кузнеца. Я нашла информацию, что ежегодно до сих пор в Белоруссии отмечается народный праздник. Он называется «Праздник Кузьмы», покровителя кузнецов. 14 ноября каждый год.

О.ЖУРАВЛЕВА: А, кстати, Кузьма и Демьян, они же Косма и Дамиан – они как раз покровители кузнечного дела, что я тоже вычитала.

Я.МАРГАСОВА: И кстати, хочу сказать, что в Белоруссии именно на Славянском базаре, на его завершении всегда устраивается фестиваль кузнецов. Они куют там потрясающие... Я видела фотографии, бабочки, ну, просто сумасшедшей красоты всякие вещи выкованные.

О.ЖУРАВЛЕВА: Прекрасно. «Город Кузнецк Пензенской области – единственный в мире», - пишет Алексей из Пензы. Мы еще знаем, может быть, более известный город Новокузнецк, и тоже в честь кузнецов названный. Ну так вот, возвращаясь к технике безопасности и к этим страшным цифрам, которые нам присылали. Вопрос, который я задала Ирине той самой, которая увлеклась кузнечным делом, а страшно-то ей было? И вообще, как она с этим боролась-то?

ИРИНА: А у нас такой кузнец был хороший, сейчас он у нас начальник цеха, просто обалденный. Он и сам мастер просто экстра – не просто там какой-то там, а просто экстра-класса мастер и очень хороший человек. И он мне все время все подсказывал. Только благодаря ему, я все это научилась делать. Я думаю, ни одна тетка бы не смогла с ходу. Сначала мне было не то, что страшно, а панически страшно. Там потому что, ведь, эпоха молотобойки – она же ушла в прошлое, и теперь молотобойку занимают гидравлические молоты. Дура такая электрическая. Ее включаешь, и она начинает колотить тебе. Я их боялась просто до панического ужаса. А потом, вот, как-то привыкла и ничего. Ну вот, жизнь заставила, понимаете? Хочешь сделать кровать? Учись варить – все. Ну, нет никаких других вариантов.

О.ЖУРАВЛЕВА: Женщина – она, вот, если чего-то захочет, то она сможет. Причем некоторые считают, что она кого-нибудь достанет и он ей это сделает. На самом деле, настоящая женщина – она если чего-то захочет, все сделает сама и своими руками. Естественно, я не могла не спросить у Ирины, какую первую вещь она вообще смогла сделать, если она вот это пум-пум так панически боялась. Сварки, кстати, она тоже боялась. Ну вот, первая вещь еще пока без сварки.

ИРИНА: Очень тяжело первое время, я, прям, умирала. Но понимаете, когда есть желание, когда оно над всем превалирует, то и потом физические кондиции появляются откуда-то. Я взяла пруток, нагрела его в горне. Потом молотком сама его весь мяла, мяла, мяла. В общем, это у меня заняло, наверное, дня три, потому что молоток я могла 3 раза поднять, а потом у меня уже сил не было. Я его весь смяла этот пруток, получился такой он у меня вытянутый по краям, такая, вот, типа шпули такой. И вся смятая такая получилась палка. Я потом в ней просверлила дырки, 8 штук, и сейчас она висит у меня дома, в эти дырки продернуты веревки и на веревках висят камни. Такая штука. И она мне очень до сих пор нравится, кстати.

О.ЖУРАВЛЕВА: Получилась художественная ковка. Вот, что ни делай. Хотя понятно, что это такой первый опыт очень сложный, но я считаю, что здесь самое время перейти к нашей следующей рубрике.

ДОСКА ПОЧЕТА

О.ЖУРАВЛЕВА: Мы прекрасно понимаем, что настоящие кузнецы – они и этим даже гидравлическим прессом могут и яйцо не разбить, и, наверное, еще массу всего умеют делать. Ну, это фокусы, конечно, но и делают потрясающие вещи, даже те, которые мы можем увидеть в обычных этих мастерских, которые предлагают нам свои товары. Ну, естественно, было очень интересно, как Ирина, все-таки, после вот этой вот штуковины, которую она создала, такую, условно художественную, до чего она, все-таки, дошла. Вы сейчас будете говорить, что, вот, ну. подумаешь, пришла тетка, помешалась – хороший был кузнец, не стал ее выгонять и она там просто дурака валяла. Все не так просто. Ирина рассказывает про свое последнее изобретение.

ИРИНА: Ну, в общем, для того, чтобы мне еще делать изделия нормальные, мне еще пришлось научиться варить кое-как, хотя бы кое-как. И вот мое последнее произведение – это кровать. Обалденная кровать, просто обалденная.

Я.МАРГАСОВА: Она еще в предыдущем ролике сказала.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. «Вы себе представляете, что такое самому выковать кровать?» Кровать реальную, на которой можно спать.

Я.МАРГАСОВА: Но это очень красиво.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, это мало того, что красиво, но это много. Это тебе уже не просто вот такую штучку сковать.

Я.МАРГАСОВА: Да, не прутик согнуть.

О.ЖУРАВЛЕВА: Это просто потрясающе. Но, тем не менее, все пишут. Вот, я не кузнец, и тем не менее. «Не путайте меха и мехи» - да, это разные слова, спасибо вам большое, Леонид. «Прометея кто заковал?» - пишет Вадим. Ответьте Вадиму кто знает быстро. Мне кажется, что это все тот же Бог-кузнец хромой Гефест, кто там был, да?

Я.МАРГАСОВА: По-моему, да.

О.ЖУРАВЛЕВА: Кто у них там был специалист по ковке, художественному литью? А тем не менее, мы пришли, естественно, к той самой роковой срезке, мужская ли это профессия? Потому что, ну, женщина – ладно, баловство, с ней все понятно. Вот она кровать выковала.

Я.МАРГАСОВА: Я продолжаю настаивать на том, что она, все-таки, мужская.

О.ЖУРАВЛЕВА: Все-таки мужская профессия. И вот Александр Щербаков из Челябинска нам рассказывает, как это с его точки зрения выглядит.

АЛЕКСАНДР: Это не значит, что в кузнице работают только одни мужчины. Допустим, вот, машинисты манипуляторов, где тяжелые огромные упаковки весом в несколько тонн – там есть такие машины, которые поворачивают заготовку. перемещают ее в процессе обработки. Машинисты манипуляторов очень часто женщины, машинисты кранов, я имею в виду крановщики, которые помогают доставать из печи нагретый металл, подавать на пресс или, там, на молот для обработки и убирать обратно для нагрева – тоже это однозначно крановщицы. То есть там тоже очень много особенностей в работе, и должно быть очень такое взаимопонимание и взаимоуважение между именно мужчиной и женщиной, которые работают на этом производстве, касательно всех, кто там работает. Это, вот, как-то вот такой дух коллектива воспитывает это производство.

О.ЖУРАВЛЕВА: Я почему, собственно, завела речь с Александром про «мужская-женская профессия»? Потому что пыталась себе представить, существует, тем более профессия такая древняя. И всегда была мужская, естественно, потому что физической силы требовала. Не существует ли каких-то таких вот ощущений, что, там, женщину металл не слушает, женщине в кузне не место. Ну, как женщина на корабле, да?

Я.МАРГАСОВА: Приметы.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, что-нибудь такое. С другой стороны, в художественном ремесле, наверное, тоже свои какие-то есть суеверия и так далее, и поэтому, естественно, у художника из Петербурга, у Егора я тоже это спрашивала. Он прекрасно совершенно ответил, но прежде чем мы его выслушаем, я просто скажу, что в свое время, когда я училась в том числе и скульптуре, нам всегда говорили, что есть в скульптуре тоже более женская и более мужская специализация. Потому что можно заниматься миниатюрами и так далее, а, вот, ваять Владимира Ильича с рукой – это далеко не каждая женщина может. Почему Вера Мухина такая уникальная? Потому что это еще и физически, и человечески это очень такая, выматывающая работа. Поэтому не спроста эти все вопросы возникают. Ну и вот, Егор из Петербурга рассказывает нам про женщину в кузнице.

ЕГОР: Не поверите. Ну, это мужская профессия, конечно же, да? Превалирует большинство мужского пола среди кузнецов. Но последнее время тенденция есть, что и женщины тоже участвуют в этом деле. Вот у меня 4 дня назад приехала знакомая из Франции, будет работать у меня. Приехала учиться девушка, 40 с чем-то лет. И прекрасное владение вообще всем этим мастерством. Приехала немножко поучиться, потому что говорит, что у них там это немножко все не так. У нас, честно признаться, как ни странно, больше – и техник обработки металла больше, и всего. А у них так это все халатно немножко. Я, как бы, 4 дня был, вот никакой мистики, связанной с женщинами не заметил, что что-то у нас не так. У нас, наоборот, стала такая, добрая атмосфера. Уважаемый коллега Иван Петрович мне, вашему коллеге за шиворот горячие искры кидает – нет, такого нету. Ну, все уважительно, язык исправился, даже приятно. И есть приятная тенденция к улучшению атмосферы.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну вот, как сразу атмосфера изменилась, когда приехала...

Я.МАРГАСОВА: «Пожалуйста», «спасибо».

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, когда приехала француженка что-нибудь ковать. И, кстати, он совершенно серьезно оценивает ее способности как вполне и квалификация. То есть она хочет повысить свою квалификацию по сравнению с тем, чего она во Франции смогла достичь. Кстати, до 2000-го года она занималась шитьем штор. Ну, художественным, видимо, тоже, каким-то дизайном интерьеров и так далее. Это не отменяет совершенно ее желания заниматься кузнечным делом. Если вы, граждане кузнецы, готовы нам что-нибудь рассказать об этом – может быть, вы встречались с кузнецом, может быть, у вас как раз была волшебная история с кузнецом, что, кстати говоря, нами тоже приветствуется, наш телефон 363-36-59. А пока мы очень хотим поблагодарить человека, который нам пишет из Японии, из Киото и пишет, что он нас видит. Мы его тоже видим. Здорово! Спасибо, что вы это нам написали, нам очень интересно.

Я.МАРГАСОВА: Ну, и также нам напоминают про чисто женскую профессию машиниста молота.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, об этом только что нам было сказано. Давайте послушаем, может быть, хоть один звонок, если только не будет звонить человек с неопределенным номером. Граждане, если у вас номер не определяется, сразу скажу, мы брать такие номера не любим. 363-36-59, есть у нас кто-нибудь? Опять не определяется. Извините, пожалуйста. 363-36-59, история про кузнецов. Может быть, у вас в деревне был кузнец? Может быть, он гадал?

Я.МАРГАСОВА: В родне был кузнец.

О.ЖУРАВЛЕВА: Может быть, да, вы сами Кузнецовы, и у вас, может быть, какая-то легенда есть. Ну вот, пока никто нам не пишет. То есть пишут-то как раз хорошо, нам никто пока не звонит. Есть еще один вопрос, который меня интересовал относительно кузнецов. Я, естественно, спросила как рыбак рыбака, кузнец кузнеца узнает? И Александр из Челябинска ответил на этот вопрос.

АЛЕКСАНДР: Да, узнает однозначно, по рукам прежде всего. Достаточно сильные, в принципе, такие следы воздействия высокой температуры. Я не имею в виду ожоги – это совершенно, как бы, однозначно говорит, что это люди, которые ворочали тяжелый металл. Их видно по рукам. Видно, в принципе, ну вот, как водителей и дальнобойщиков видно – можно посмотреть на глаза и понять, что этот человек очень много времени проводит за рулем. В принципе, у кузнецов что-то похожее есть.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот так. А если вы видели кузнеца, если вы сами кузнец или ваши родственники этим ремеслом кузнечным занимались, то позвоните нам 363-36-59, мы выслушаем вашу историю. Алло, здравствуйте. Слушаем вас, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Я.МАРГАСОВА: Здравствуйте.

О.ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Денис, Челябинск.

О.ЖУРАВЛЕВА: О, замечательно! Вы тоже кузнец?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, вообще даже далек от этого, но у меня друг – у него целая династия. У него и прадед был кузнецом, дед кузнецом, отец почти был кузнецом и сам он по этой стези пошел. То есть, на самом деле, много раз об этом разговаривали, и я задавался вопросом: почему именно эта профессия?

О.ЖУРАВЛЕВА: Но теперь вы поняли, почему?

СЛУШАТЕЛЬ: Знаете, мне кажется, это гены приобретенные.

О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо большое. Я думаю, что должны быть такие наследственные кузнецы – они должны быть такие, крупные люди, все-таки. Такие широкоплечие, серьезные, немногословные. Вообще, это потрясающе, конечно. Но есть еще несколько вопросов, которые нам задавали – на них тоже обязательно ответим, давай еще только звоночек примем.

Я.МАРГАСОВА: Да, я бы тоже послушала.

О.ЖУРАВЛЕВА: 363-36-59, алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

Я.МАРГАСОВА: Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый день. Я в эфире уже?

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Сергей, я из Волгограда. Я вам коротенькую историю хочу рассказать. У меня прабабушка была молотобойцем в кузне своего отца, то есть у моего прапрапрадеда. Она была цыганка.

О.ЖУРАВЛЕВА: И это тоже был цыганский промысел, кузнечное дело, по-моему.

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да, цыганский промысел. Но это было давно, это, где-то, в начале века прошлого еще, причем. И я хочу сказать, что у нас в роду, в общем-то, кузнецов больше не было, но, знаете, все такие крепенькие и я тоже такой, в тельце, так сказать. (все смеются)

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, отлично, зато здоровые наверняка. Спасибо вам большое.

СЛУШАТЕЛЬ: Всего доброго.

О.ЖУРАВЛЕВА: До свидания. Это вообще можно гордиться: бабушкой-молотобойцем можно гордиться.

Я.МАРГАСОВА: Да. А помнишь, Будулай тоже, ведь, был цыган, да? Он тоже был кузнец.

О.ЖУРАВЛЕВА: Будулай, да, легендарный кузнец. Хотелось бы еще ответить на пару вопросов, которые нам слушатели... У нас один слушатель прислал прямо штук 8 вопросов, и некоторые даже по делу, спасибо ему большое. Студент, по-моему, из Москвы. И вот вопрос, который мне показалось важным задать: «Почему, - написал нам студент, - не развита обработка металлов в РФ?» У меня возник вопрос: что, она, действительно, не развита?

Я.МАРГАСОВА: Чем вызвал недоумение, да.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. И вот, естественно было бы спросить это у того, кто занимается обработкой металлов. И, вот, Александру Щербакову мы, собственно, и задали этот вопрос.

АЛЕКСАНДР: Я так не считаю. Просто, наверное, не очень много об этом говорят и я надеюсь, что ваша передача кому-то откроет глаза о том, что есть специалисты и есть достаточно интересные виды производств, на которых можно себя реализовать и как специалиста, и как инженера, и как просто мужика, который в состоянии выполнять тяжелую работу. И это не пустые слова. Действительно, закаляет характер. И я считаю, что в России умеют обрабатывать металл – это традиционное ремесло, традиционное производство и это ошибочное мнение. Я считаю, что ваша передача поможет его изменить.

О.ЖУРАВЛЕВА: Мы тоже очень надеемся, что наша передача поможет, во-первых, напомнить, что в России существует обработка металлов и она на высоком уровне. И то, что у нас художники учатся французские, вы уже слышали, и художницы.

Я.МАРГАСОВА: И, по-моему, вообще кузнечное искусство у нас на высоких местах.

О.ЖУРАВЛЕВА: На высоком идейно-художественном уровне абсолютно. Ну, и тот вопрос, который мы тоже уже поднимали. Вот, кстати говоря, цыгане, которые занимались кузнечным промыслом, то, что у нас слушатель сказал – это, может быть, тоже уже совпало с поверьем, что кузнец – он немножко черный человек и немножко колдун, и немножко шаман. Наверное, это все перемешалось, плюс в мифологиях он всегда еще тоже был какой-нибудь Бог и так далее. Поэтому про мистику у нас будет еще пару фраз, как в современной кузнице мистика присутствует и в каком виде. Если можно, еще один звонок. Может, у кого-то тоже бабушка была кузнец? Или, хотя бы, молотобоец. 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

О.ЖУРАВЛЕВА: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня был дедушка кузнец, родной. Был потомственным кузнецом из деревни из Рязанской, а потом переехал в Москву. И я его очень хорошо помню, необыкновенный элегантный был человек, походка у него была легкая, какая-то совершенно плавная.

О.ЖУРАВЛЕВА: Красивый был человек, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, сказать, что красивый я не могу – это было бы пристрастно. Ну, вот эта вот сила внутренняя – она передавалась при движении.

Я.МАРГАСОВА: Скажите, а много он делал для хозяйства каких-то? Для дома, для себя?

О.ЖУРАВЛЕВА: Может быть, осталось что-то в семье, что дед сделал?

СЛУШАТЕЛЬ: У меня да, остались вещи, которые он выковывал. Он выковал такой специальный чапельник для сковородок очень интересной конструкции. А самое главное, что я помню, с какой легкостью он перекусывал кусачками огромные кровельные гвозди.

О.ЖУРАВЛЕВА: Ого!

Я.МАРГАСОВА: Силен.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот, просто сидел и совершенно легко, непринужденно хоп! – и гвоздь перекушен. Это было совершенно феноменально. Можно было смотреть как представление.

О.ЖУРАВЛЕВА: Простите пожалуйста, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Таня.

О.ЖУРАВЛЕВА: Таня, спасибо вам огромное.

Я.МАРГАСОВА: Спасибо.

О.ЖУРАВЛЕВА: Спасибо за воспоминание про дедушку. Хотелось бы послушать еще пару пленок, которые мы записали, потому что времени у нас остается не так много, а еще... Про мистику мы уже заговорили, и вот как мистика присутствует в работе художника Егора Бавыкина из Петербурга, об этом несколько слов.

ЕГОР: Ну, если там что-то не идет, вот, там попробовал, ну не знаю, ударил, а у тебя молоток отскочил в какую-то неправильную сторону, то я останавливаюсь, лично я: «Ага, ладно, я это сейчас не делаю, я пошел делать другую операцию». Потом вернулся к этой операции на следующий день, бац! – она получается. Почему? Не знаю.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот есть необъяснимые вещи, да? Хотя, Егор сразу сказал про себя, что у него совершенно нет никаких мистических этих представлений, зарубок и так далее.

Я.МАРГАСОВА: Ну, это называется, лучше прислушаться к себе.

О.ЖУРАВЛЕВА: Не к себе, и к тому материалу, с которым ты работаешь, потому что, все-таки, там присутствует какая-то еще внутренняя сила у этого. К Александру я тоже обратилась с вопросом о том, существует ли какая-то своя мифология, что можно, что нельзя, какие слова не говорить там. Ну, как у актеров, да? Упал текст – сядь на него попой. Ну вот, что-то в этом роде. Ну, у Александра тоже никакой особой мистики нет, хотя у него тоже особенное представление о том, как это все происходит.

АЛЕКСАНДР: Вы знаете, мифология – она зависит от конкретного человека, и то, что действует на одном производстве, на одном предприятии, совершенно не будет действовать на другом. Конкретно про себя могу сказать, что у нас были совершенно никому непонятные человеческие отношения в бригаде, с кем мы работали. Нас никто не понимал, почему именно мы собрались, разные люди такие, и никто не понимал, как мы можем вот так вот, такие объемы работы выполнять и такие сложные, и так далее. Бригадир совершенно каким-то невообразимым образом разговаривал с молотом, непосредственно с машиной, на которой выполнялись вот эти операции. То есть если у предыдущей смены, грубо говоря, не очень получалось, какие-то там неполадки, то он когда приходил, так, по стойке похлопает рукой и говорит: «Ну что? Будем работать?» И все, и начинали. Вот, какой-то такой необъяснимый момент был.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вообще, у настоящих мастеров этот момент присутствует во всякой работе, да? Как приходит настройщик и у него инструмент вдруг начинает по-другому совершенно действовать, да? Как приходит инженер, гладит тебе магнитофон и он вдруг начинает работать помимо всего. Так что, здесь с молотом те же самые отношения. Ну и финал, апофеоз, то есть наша любимая рубрика.

ТРИ ГЛУПЫХ ВОПРОСА

О.ЖУРАВЛЕВА: Ну, вопросы разной степени глупости.

Я.МАРГАСОВА: И были присланы нам на сайт.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да, которые нам были присланы. Вопрос звучал так: приятно ли вам ковать железоникелевые сплавы? Так как я ничего не понимаю в этом вопросе, я его прямо так и задала.

Я.МАРГАСОВА: Но оказалось, что вопрос-то с хитринкой был.

О.ЖУРАВЛЕВА: Да. На все вопросы, надо сказать, отвечает наш кузнец из Челябинска, то есть Александр Щербаков.

АЛЕКСАНДР: Ну, на каждом производстве я сталкивался с очень со многими. Ну, железоникелевые сплавы – они более трудно деформируются. Здесь, как бы, надо очень четко просчитывать, насколько ты деформируешь – ну, чтобы не повредить, не получить окончательный брак. Очень точно надо соблюдать режим. Ну, то есть нужны просто твои знания. А нравится – не нравится. Есть работа, ее надо делать, раз ты пришел сюда.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот так отвечают настоящие специалисты и настоящие мастера – есть работа, надо делать.

Я.МАРГАСОВА: То есть они не боятся даже железоникелевых сплавов.

О.ЖУРАВЛЕВА: Абсолютно. Но мы поняли, что это одно из самых тяжелых в обработке. Еще был вопрос от того же самого слушателя: правда ли, что левши более талантливые кузнецы, чем правши?

АЛЕКСАНДР: Возможно это так. Но я могу сказать по своим коллегам, а их немало, поверьте, кто со мной работал. Ярко выраженных левшей и правшей там не было. Это, видимо, работа так накладывает свой отпечаток, что достаточно хорошо начинаешь владеть обеими руками. Вот эта деталь, особенность есть.

О.ЖУРАВЛЕВА: Владение обеими руками – это то, что нам сказал Александр из Челябинска. И у него же я спросила, так как он сейчас уже не работает кузнецом, скучает ли он по кузнице? И вот на этой лирической ноте мы заканчиваем сегодняшний «Послужной список».

АЛЕКСАНДР: Я просто работаю сейчас на другом предприятии. Ну, у нас есть такой же кузнечный цех. Я прохожу, зайду, посмотрю – там у меня знакомый работает. Ну, рукавицы, конечно, не надеваю, но так, приятно щекочет сердце, когда проходишь мимо, слышишь, молоток стучит. Какие-то приятные ощущения остались и, видимо, на всю жизнь оставшуюся. Запах чем-то напоминает, знаете, нашу сухую русскую баню – вот, чем-то напоминает. Ну, и окалиной пахнет, такой, довольно-таки специфический запах именно раскаленного железа без всяких примесей. Ну, он – здоровый запах, ну, специфика, конечно, есть, однозначно.

О.ЖУРАВЛЕВА: Вот так вот вы себе представили запах русской бани вместе с запахом окалины. Вы теперь себе представляете, какая романтика есть в кузнице, а романтика – она везде есть. И хорошие люди работают на всех, я уверена...

Я.МАРГАСОВА: И волшебство.

О.ЖУРАВЛЕВА: ...на всех производствах, и волшебства везде хватает. Программа «Послужной список», рассказывающая о разных профессиях. В следующий раз будет очень романтическая профессия – Корректор. Мы так решили. Яна Маргасова, Ольга Журавлева. Всем спасибо. До свидания.

Я.МАРГАСОВА: До свидания.

 

Оригинал материала на сайте www.echo.msk.ru