Художественная ковка в архитектуре Антонио Гауди

Кованый дракон ГаудиАнтонио Гауди вырос в семье потомственного медника. Его отец и дед были тесно связаны с кузнечным делом. Еще в детстве Антонио наблюдал за их работой и восхищался податливостью металла. Его поражало разнообразие форм, которые он мог приобретать под сильной рукой талантливого мастера. Позже Антонио сам изучил такие ремесла, как ковка металла, изготовление скобяных изделий и ремесло стекольщика. Многие декоративные элементы: перила лестниц, балконные ограждения, ограды и ворота, элементы внутреннего и внешнего декора, украшающие архитектурные творения Гауди были разработаны и выполнены им самим. Даже если работу выполняли другие мастера, Гауди старался контролировать процесс. В своих работах он удачно сочетал элементы художественной ковки с другими материалами, такими как природный камень, керамика, стекло и дерево.

Фонарь ГаудиКованый металл Антонио Гауди считал своим любимым материалом. Из него он создал массу деталей, которые являются изюминкой его архитектурных творений. Работая над архитектурными шедеврами в стиле модерн и неоготика, с помощью ковки ему удавалось завершить образ. Одними из первых еще в годы учебы Антонио Гауди создал кованые фонари для барселонской площади Пласа Реал. Они до сих пор остаются самой знаменитой достопримечательностью каталонской столицы, не утратив с годами своей изысканности и современности. В металле Гауди мог воплощать свои удивительные идеи, направленные на отказ от четких линий и строгих форм, создавать причудливые формы, основой которых были растения и геометрические фигуры.

Кованый дракон Антонио ГаудиУсадьба Гуэля (1883-1887). Эусебио Гуэль после знакомства с Антонио Гауди стал его близким другом. Он попросил талантливого архитектора обустроить сад в своем поместье и возвести несколько новых строений. Особое внимание к усадьбе привлекают кованые въездные ворота, разработанные Гауди. Он создал настоящий скульптурный шедевр, воплотив в жизнь миф о Геракле и нимфах Гесперидах. Драконовые ворота представляют собой пятиметровую ажурную металлическую конструкцию, которая подвешена только на одном, правом опорном столбе высотой более десяти метров. Верхняя линия ворот опущена по диагонали почти вдвое, что придает конструкции в целом изящество и оригинальность. Дракон на решетке ворот и миниатюрное дерево с золотыми яблоками, установленное на столбе были созданы в мастерской Жоана Оньоса. В нижней части ворот находятся диагонально расположенные прутья и металлические пластинки, которые образуют узор из пустых и заполненных квадратов. Над ними возвышается дракон. Пасть чудовища открыта, а крылья напоминают крылья летучей мыши. Конструкция дракона сделана так, что создается ощущение движения, а когда ворота открываются его лапа со стальными когтями, угрожающе поднимается.Пальмовый узор

Дом Висенса (1883-1888). Особняк для Мануэля Висенса-и-Монтанера стал первым проектом городской застройки Антонио Гауди. Осматривая участок, на котором должен был быть построен этот дом, Гауди заметил множество бархатцев и красивую Пальму. Эти растительные мотивы он решил использовать для оформления декора особняка. В частности он использовал узор в виде раскрытой пальмовой вайи при создании кованых решеток идущих по верху каменного ограждения и в декоре въездных кованых ворот.

Орел ГаудиДворец Гуэля (1886-1890). Дворец Гуэля Антонио Гауди простроил для своего друга Эусебио в центре Барселоны. Строительные работы начались в преддверии проведения Всемирной выставки. Основной целью горожан в то время являлась возможность доказать свою современность. Тогда меценат Гуэль решил выстроить себе резиденцию, которая могла бы подчеркнуть его культурный и социальный статус. В строительство дома он вложил очень много денег, но практически не жил в нем, а разместил там свою коллекцию произведений искусства. Дворец щедро декорирован коваными элементами. Его фасад украсили две огромные параболические арки с мощными коваными воротами. Сверху расположены звенья с анкерным креплением, которые обвиваются вокруг фамильных гербов владельца. Между арочными входами на стене находится скульптура, символизирующая гнездо молодого орла готового отправиться в свой первый полет, так называемый символ Каталонии. Эта кованая миниатюра состоит из переплетения лент, петель, животных и растительных мотивов, является подтверждением выдающегося таланта и мастерства автора.

Арка ГаудиЕпископский дворец (1889-1893). Жоан Батиста Грау-и-Вальеспиноса, священника из Реуса – родного города Антонио Гауди, в 1886 году назначили епископом города Асторга. На тот момент Гауди уже стал знаменитым архитектором, поэтому Жоан Батист обратился к нему с просьбой, возвести для него новую резиденцию. Поскольку Антонио был очень занят, все проектные работы он делал на основании фотографий, а на место впервые приехал только после того, как начались строительные работы. Многие свои идеи он не смог воплотить в жизнь из-за разногласий с Академией изящных искусств Сан-Фернандо, которая курировала строительство дворца, а после смерти епископа Грау все работы вообще были прекращены. По проекту Гауди дворец представлял собой замок в неоготическом стиле. Строительные работы продолжились только в 1907 году и были завершены в 1914 году. В первоначальный план Гауди были внесены изменения, а резиденцией епископа дворец так никогда и не стал, в нем разместился музей. Большой центральный зал дворца украшен верхними светильниками с зубчатыми венками в стиле мудехар, созданными по эскизам Гауди.Зубчатый светильник

Дом Ботинеса (1891-1894). Проект здания, жилые помещения в котором планировалось сдавать в наем, заказали Антонио Гауди друзья Эусебио Гуэля – Мариано Андрес и Симон Фернандес. Дом представляет собой дворец в неоготическом стиле из обработанного под рустику гранита. Вокруг него находится забор, металлический узор на котором выполнен в виде ромбов, образованных петлями из кованых и спирально изогнутых железных прутьев. Он позволяет защитить окна полуподвала, но при этом не загораживает общий вид здания.

Решетка лифтаДом Кальвета (1898-1900). Архитектруный комплекс был выполнен по проекту Гауди в стиле сдержанного необарокко, который проявляется в многочисленных деталях. Дом был построен в соответствии с принципами жилищного строительства, которые изложил в 1859 году инженер Ильдефонс Серд в плане застройки Барселоны, носившем название «План Эшампле». Фронтонное завершение фасада здания было выдержано в стиле барокко. Балконы украшены коваными ограждениями, а в волнистых профилях видны бюсты святых мучеников – Генезия Арльского, Генезия Римского и св. Петра. На их головах надеты кованые лучистые венки. В каменных цоколях наверший фронтонов укреплены кованые кресты. В вестибюле дома находится лифт кабина, которого украшена кованым узором, также с помощью ковки была выполнена решетка двери, ведущей в лифт, обрамленная гранитной балюстрадой и витыми колоннами. Лестничный проем вокруг лифта ограждают металлические перила, представляющие собой сетку, сплетенную из концентрических колец. Гауди продумал даже такие мелочи как тщательно отделанные дверные молоточки из бронзы и железа.

Бельесгурад (1900-1905). Здание было построено по эскизам Антонио Гауди, сделанным на основе сохранившихся фрагментов замка, последнего короля каталонской династии Мартина I Гуманного, который жил в нем в 14-15 веке. Участок земли с руинами замка приобрела Мария Сагес, а помогал ей в этом Антонио Гауди. Создавая данный проект Гауди, отошел от мавританской архитектуры и стиля ар нуво. Он пытался воплотить в нем свои представления о гражданской каталонской готике. В оформлении Гауди по традиции использовал кованые декоративные элементы. Входную дверь Бельесгурада украшает кованая решетка с надписью «Приветствую тебя, Мария Непорочная» на каталанском языке.Алтарь и решетка

Собор в Пальме (1903-1914). Антонио Гауди было поручено заняться реконструкцией центрального нефа Собора в Пальме. Он должен был создать новый проект алтаря, убрать клирос, загораживающий вид на алтарь и пресвитерскую, а также оформить стены аспиды. Гауди разработал витражи и различные декоративные элементы для внутреннего пространства. Коваными элементами, выполненными по эскизам Антонио Гауди, украшена люстра-балдахин, висящая в центре пресвитериума и алтарная ступень. Также по эскизам Гауди были выполнены кованые подсвечники, напоминающие по форме венки, которые надеты на многоугольные колонны.Аморфные решотки

Дом Мила (1906-1910). Проект дома для строительства на участке, размером более тысячи квадратных метров, заказал архитектору его друг Пере Мила-и-Кампс со своей женой доньей Росой Сегимон-и-Артеллс. Этот проект оказался очень дорогим и амбициозным, он вызывал массу публикаций в прессе о своих достоинствах и недостатках. В общем, по окончанию строительства сторонников у него на тот момент было не так много, скорей к нему относились с сарказмом. Его не редко сравнивали с каменоломней, гаражом для дирижаблей и гнездом шершней. В декоре здания по замыслу автора прослеживается морская тема. Ограждения некоторых балконов выполнены с помощью кованых решеток, которые не являются решетками в привычном смысле. Для создания абстрактных, антропоморфных, флористических и зооморфных форм, металлические ленты изгибали, скручивали, пропиливали и переплетали. Сделаны они были в кузнечной мастерской братьев Бадиа в Барселоне под строгим контролем Гауди. В той же мастерской были сделаны кованые ворота, закрывающие главный вход в здание. Их выполнили в виде сети со вставленными в ячейки стеклами – более крупными сверху и мелкими внизу. Также Гауди сам придумал такие мелкие детали, как латунные дверные ручки в форме кулака.

Приходская школа при соборе Сарграда де Фамилиа (1909). Здание приходской школы по проекту Гауди размещалось на месте будущего центрального фасада собора Саграда де Фамилиа. По замыслу автора, его впоследствии должны были разрушить, но вместо этого его разобрали на блоки и перенесли. Проект школы Гауди заказали представители Общества св. Иосифа. Время его строительства пришлось на пик творческого расцвета архитектора, когда он уже занимался поиском новых конструкционных решений. Здание школы не имеет несущих стен, поэтому положение внутренних перегородок, разделяющих классные комнаты можно менять. В декоре использованы кованые элементы, а во дворе стояли кованые беседки, покрытые соломой.