Гармония пропорций для металлических конструкций

Золотые пропорции придумали греки 2500 лет назад, и руководствовались ими при создании конструкций. Дизайнер сначала с помощью карандаша создает эскиз двери, балкона или решетки. В работе ландшафтного архитектора недостаточно знать, кто был автором того или иного творения или, взяв из книги сюжет, заполнить им пустующее пространство. Возможно, выбранный дизайн не подойдет для данного участка, даже если вся конструкция будет отличаться особой элегантностью и утонченностью линий. Классические работы обладают чувством меры и поэтому они гармоничны с окружающей средой.

Многие классические элементы можно использовать на современных объектах, поскольку их пропорции универсальны. Жесткие линейные завитки английской решетки или причудливая лепнина итальянского Ренессанса, являются древним ключом к определению хорошего дизайна, обусловленного золотым сечением, золотым соотношением и золотым прямоугольником. В декоративных изделиях из металла, геометрия пропорций открывает путь для разработки сложных завитков, которые гармоничны по своей сути. Дизайнер предлагает логический чертеж решетки или серию французских завитков лестничных перил. Гармония пропорций является инструментом для соединения отдельных частей в единое целое.

Как теория гармонии пропорций отражается на чистой чертежной бумаге, при создании дизайна решетки или ворот? Если дизайнер хорошо визуально ориентирован и обладает инстинктивным чутьем в том, что будет смотреться красиво, к тому же имеет логическое мышление, то он с легкостью вычисляет математические нюансы конструкции, определяя тем самым золотые пропорции. Для визуально ориентированного мыслителя пропорции золотого сечения и его производные доступны от рождения. Интуитивный конструктор признает их существование в природе, но для создания эскиза ему их знать не обязательно. Почему? Для математиков четкие правила определяют логику дизайна, делая ее интеллектуально захватывающей.

Рассмотрим наиболее распространенные задачи дизайна декоративных металлических конструкций. В первую очередь это правильные пропорции. Кованая арматура обычно разбивается на повторяющиеся панели (рис. 1), чего требуют конструктивные соображения. Теория гармонии пропорций предлагает инструменты для разработки таких панелей. Структурные соображения, критерии эргономичности, предпочтения заказчика и местные правила определяют параметры конструкции, но динамика пропорциональной теории дизайна придает изящество и красоту кованым изделиям.

Пифагор сказал, что все подобно числам. Для его последователей свойства чисел стали ключом к тайнам мироздания, поэтому они разработали теорию отношения чисел. Эта теория оказала влияние на Архитектуру Древней Греции. Открытием Пифагора стало то, что музыкальные ноты связаны с численными отношениями. В связи с этим возникло ощущение, что мир основан на числах и их свойствах. Последователи Пифагора разработали несколько мощных инструментов дизайна для художников и архитекторов, в числе которых золотое сечение, золотая середина (золотое соотношение) и золотой прямоугольник. Эти идеи образуют нематериальную основу, на которой построен дизайн.

Золотое сечение отрезка соответствует математической формуле – а / б = (а + б) / а = фи, которая определяет золотые пропорции. Пифагорейцы определили это соотношение, как существующую в окружающем мире эстетическую гармонию в структуре характера. Развивая эту идею дальше, они для искусства и архитектуры определили соответствующую концепцию золотого прямоугольника, смежные стороны которого имеют длины в золотой пропорции. Греки эстетичность пропорций золотого прямоугольника видели во всех других прямоугольниках, на основе которых строились все классические произведения искусства, включая изображение человеческих фигур.

Золотой прямоугольник обладает интересным свойством. Внутри него есть квадрат, длина стороны которого равно короткой стороне прямоугольника, а остальные формы будут еще одним золотым прямоугольником. Этот процесс повторяется в любом направлении на сложение и вычитание до бесконечности. Золотое сечение, золотая середина (золотое соотношение) и золотой прямоугольник дают богатство продуктивных идей архитекторов и дизайнеров. Хотя греки подсказали нам способ раскрыть математическое сокровище, дальнейший анализ теории открыл новые пути для использования этих инструментов проектирования.

В 1971 году, художник по имени Джей Хамбридж в Нью-Йорке вел лекции о «динамической симметрии» для заинтересованных студентов. Его теория была основана на геометрических принципах порядка и пропорций. Позже он организовал художественную студию. Хамбридж продолжал читать лекции в Йельском университете и Гарварде, а также опубликовал две книги на тему динамической симметрии. Он провел анализ египетской и греческой архитектуры, скульптуры, вазы и сделал вывод, что в этих средиземноморских культурах применяется данная теория, и тем самым внес существенный вклад в теорию дизайна.

Используя теорию золотого прямоугольника можно создавать различные элементы декоративно прикладного искусства. Создавать гладкие или угловые спирали и спиральные формы, повторяя их в свободном орнаменте. К примеру, одна из самых элегантных спиралей была создана на основе золотого прямоугольника (рис.2). Один из учеников Хамбриджа была настолько взволнован его лекциями, что сразу после занятий разработал комплексный дизайн плитки, поставив два прямоугольника под прямым углом, применив при этом принцип структурных линий и заливки, получил в результате черно-белое изображение. Эдвардс, так звали ученика, в 1932 году опубликовал ряд своих трактатов о теории пропорций. Он экспериментировал со многими изменениями дизайна, и постепенно отошел от научного анализа древних ваз Хамбриджа.