Эволюция кузнечного дела
С того времени как люди научились плавить металл и создавать предметы быта, искусство ковки не теряет своей актуальности. Поначалу кованые изделия были простыми и примитивными, но, совершенствуя умение виртуозно владеть кузнечным молотом, мастера все время пытались разнообразить свои творения, придумывали различные способы украшения.
Изначально кузнец создавал практичные нужные вещи: замки, ключи, сбрую и подковы, железные орудия труда, посуду, светцы. Но именно на таких не сложных кованых предметах со временем отрабатывались различные способы ковки, которые сохранились практически неизменными и сейчас.
На Руси даже с приходом христианства сохранились многие языческие верования. Люди зачастую использовали различные обереги, призванные защитить дом от несчастий и сохранить богатство и процветание своего рода. Именно поэтому они украшали свои жилища различными коваными орнаментами, которые изображали животных или растения.
Подкова, прибитая над дверями дома, всегда символизировала счастье и богатство, петух защищал дом от злых духов, ангел приносил счастье. Но кованые изделия чаще всего выполняют и свою основную функцию по защите жилья, кованые заборы и решетки способны оградить дом от нежелательного проникновения, но при этом они дают возможность любоваться самим строением со стороны.
Если посмотреть на решетки созданные в различные века, то можно проследить их стилистическую направленность. В каждое время были свои предпочтения не только в моде на одежду, прически и еду, но и на предметы искусства, архитектурные решения. Поначалу решетки были простыми и лаконичными со строгими формами, все элементы, служившие украшением, не выходили за рамки основного изделия.
Позднее смена стилей от готики, ренессанса и классицизма до рококо, барокко и модерна, привносили все новые элементы в кованые изделия. Решетки, ограждавшие парки, усадьбы и церкви, стали напоминать удивительные витиеватые переплетения из цветов и листьев, стремившихся выйти за пределы формы. Так появились интересные сюжеты, поражавшие своей глубиной, способные создавать движение и перспективу.
Каждый из правителей того времени пытался сделать что-то особенное, так и появлялись шедевры архитектурного творчества, которые и сейчас являются изюминкой городов. Люди в наше время совершают экскурсии, чтоб посмотреть на них своими глазами и не устают удивляться их совершенству.
Не последнюю роль в создании памятников архитектуры сыграло искусство ковки. Многочисленные кованые ограды, перила мостов, кованые скамейки, фонари, флюгеры и навершия украшают города, придавая им, особый дух старины и подчеркивают красоту природы. Москва и Санкт-Петербург всегда соревновались между собой за звание самого красивого и значимого города нашей страны, но там и там можно найти прекрасные шедевры кованого искусства, так привлекающие все новых туристов и отдыхающих.
Ковка со временем то приобретала популярность, то сдавала свои позиции перед другими видами обработки металла, такими как литье, штамповка и чеканка. Часто ковку сочетали с литыми изделиями из металла. В эпоху прихода империализма, когда в моду вошел конструктивизм и функционализм искусству ковки был нанесен самый тяжелый урон.
Во времена войны и послевоенные годы, когда шло восстановление городов многие кованые вещи переплавлялись для нужд фронта и экономики страны. Тогда были утеряны не только бесценные произведения искусства, но многие секреты мастерства кузнецов. Но эти времена прошли, и ковка снова входит в моду.
Сейчас создаются не менее интересные вещи, украшающие особняки, строящиеся не только в загородных резиденциях состоятельных граждан, но и на улицах городов. Кованые ансамбли из заборов, балконных перил и решеток на окнах способны дополнить внешний вид дома и задать единый стиль композиции. Мода на кованую мебель повлекла создание прекрасных кованых предметов интерьера, способных радовать глаз и восхищать ценителей искусства.